Популярные новости






    Комментарии



    Новости


    Драматургический фестиваль "Любимовка" откроется в Москве

    3-09-2012, 11:06
    Драматургический фестиваль "Любимовка" откроется в МосквеФестиваль молодой драматургии "Любимовка" открывается в понедельник в Театре.Doc, сообщили РИА Новости организаторы.

    "Любимовка" появилась давно - еще в 1990 году. Тогда ее проводили в поместье Станиславского в Подмосковье. Позже, когда на театральной карте Москвы появился Театр.Doc, вокруг которого объединились силы молодой драматургии, фестиваль переместился туда - в небольшой подвал в Трехпрудном переулке. За это десятилетие "Любимовка" открыла многих авторов - Ивана Вырыпаева, Максима Курочкина, братьев Дурненковых, Ярославу Пулинович, Наталью Ворожбит и других.

    "В "нулевые" современная драматургия была в резервации. А теперь каждая более-менее пригодная пьеса находит своего молодого режиссера. В постановках новых текстов режиссер познает самого себя. Иное дело, когда ты ставишь "Макбета", и, не созрев еще до понимания пьесы, пыжишься доказать, что ты с Уильямом нашим Шекспиром на одной ноге. Многие тогда так и не обрели собственного голоса, ставя то, что не понимают. Тогда только единицы читали современную пьесу. Кирилл Серебренников согласился сделать читку "Пластилина" Сигарева на "Любимовке", потому что больше никто ее не хотел. Из этой читки родился спектакль, который войдет в историю", - вспоминает арт-директор фестиваля, театральный критик Елена Ковальская.
    В этом году на конкурс "Любимовки" было прислано 439 пьес со всех регионов страны и из ближайшего зарубежья - в первую очередь, из Белоруссии и Украины. В течение нескольких месяцев эксперты - театральные и кинокритики, драматурги и режиссеры - читали тексты, написанные в самых разнообразных стилях и жанрах - драмы, комедии, пьесы в стихах и пьесы для детей.


    Всего в программу "Любимовки" попало 23 пьесы, 16 из них - в основную конкурсную программу, что означает, что тексты боролись за попадание в финальную стадию на общих правах. Еще семь текстов вошло в дополнительную программу - это пьесы драматургов старше 40 лет или тех, кто уже давно зарекомендовал себя, как состоявшийся автор. Среди "звезд" в этом году белорус Павел Пряжко с пьесой "Три дня в аду", Ярослава Пулинович с пьесой "Как я стал", а также Ксения Драгунская, Ольга Дарфи, Владимир Забалуев и Алексей Зензинов, Александр Архипов и Екатерина Нарши. Имена этих драматургов известны театралам: пьеса ученицы Николая Коляды Ярославы Пулинович "Наташина мечта" обошла многие театры страны, особенно ТЮЗы, не раз ставили и "Третью смену" Павла Пряжко, а его "Трусы" - один из лучших спектаклей Елены Невежиной (Центр драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина и Театр.Doc).

    Среди тех, кто боролся за место в числе победителей, есть те, чьи имена тоже уже знакомы интересующимся современным театром. Дмитрий Богославский (Белоруссия), чья пьеса "Любовь людей" в прошлом сезоне была поставлена в Театре им. Маяковского, представит на "Любимовке-2012" новый текст - драму "Тихий шорох уходящих шагов" (режиссер читки - Алексей Размахов). Любовь Стрижак, драматург из Петербурга, один из авторов документального спектакля "Адин" "Этюд-театра", написала пьесу "Кеды" - о тех, кому около 30-ти, о взрослеющих "инфантилах". Еще можно будет познакомиться с новой пьесой белоруса Константина Стешика "Время быть пеплом". Также среди тех, кто не в первый раз принимает участие в "Любимовке", - Мария Зелинская, Гульнара Ахметзянова, Марина Крапивина с мощным текстом "Болото" - о том, как вечный вирус насилия заражает людей и управляет их поступками. Среди новых имен - Виктория Дергачева, приславшая на конкурс несколько пьес и попавшая в финал с текстом "Святые лики" из двух монологов - мужского и женского. Драматург из Украины Дэн Гуменный представит документальный текст "FemenТизм", рассказывающий об участницах радикального движения феминисток, прославившихся своими скандальными акциями.

    Своеобразной традицией фестиваля "Любимовка" стал "документальный день", когда в Театре.Doc показывают эскизы будущих документальных спектаклей, то есть проектов, созданных на основе подлинных свидетельств. В этом году на "Любимовке" расскажут о двух будущих премьерах - о проекте актеров Алексея Куличкова и Сергея Шевченко "9 месяцев, 40 недель" о том, что чувствует беременная женщина, и о спектакле "Kidnap/Похищение" актера Константина Кожевникова, основанном на реальной истории неудавшегося преступления.

    Особенное внимание в этом году будет уделено теме социальной миссии театров. В последние сезоны некоторые независимые театральные коллективы, используя многолетний опыт западных коллег, разработали собственные социальные проекты. Это взаимовыгодное сотрудничество государства и частных театров, которым в современных экономических российских реалиях выживать не просто. Театральные технологии - мощный механизм социальной адаптации, который можно успешно использовать при работе с незащищенными категориями населения - с заключенными, с инвалидами, с пенсионерами. В прошлом сезоне Театр.Doc приступил к организации театральных уроков литературы в четырех московских школах, а семь независимых коллективов из Москвы, Костромы, Челябинска включились в программу министерства культуры "Театр+Общество", в рамках которой работают с воспитанниками колонии, с наркоманами, со слабослышащими. На фестивале "Любимовка" в субботу, 8 сентября, пройдет круглый стол "Социальный проект и театр".

    "Драматурги оказались самой социально ответственной категорией театральных деятелей. Уже восемь лет они делают "класс-экты" - учат детей писать пьесы, после чего эти тексты ставят на профессиональной сцене", - отметила Ковальская.

    Этим летом Вячеслав Дурненков, Мария Зелинская, Юрий Муравицкий работали в колонии Ростова-на-Дону по этой же методике - ставили рефлексию людям, у которых с этим, очевидно, проблемы. А Театр.Doc работал в Можайской колонии для несовершеннолетних.

    "На "Любимовке" будет съезд тех, кто делает подобную работу и нуждается в обмене опытом. Хочется обсудить новые идеи и новые методики", - пояснила она.

    Цель "Любимовки" - познакомить заинтересованную публику и практиков театра с новыми текстами, поэтому представления пьес проходят в форме читок. И хотя читками занимаются профессиональные режиссеры, этот формат требует от них определенного самоограничения. Каждый год любимовские читки становятся предметом горячих споров зрителей и самих участников, в этом году незадолго до открытия фестиваля один из создателей Театра.Doc и организаторов "Любимовки" Михаил Угаров даже написал специальную Хартию для режиссеров будущих читок.

    "Прежде всего, "Любимовка" - это фестиваль драматургический, то есть фестиваль текстов. А не фестиваль молодой режиссуры, не конкурс заявок на спектакль", - сказано в Хартии.

    Документ призывает режиссеров воздержаться от радикальных интерпретаций, уместных при работе с классическими текстами, от ярко выраженного жанрового решения, от театральных средств выразительности - от костюмов, грима, музыки и т.д. Через любимовские читки прошли многие режиссеры - Елена Невежина, Руслан Маликов, Марат Гацалов, Юрий Муравицкий и другие. "Любимовка" стремится помочь встрече театральных профессионалов одного поколения и каждый год привлекает свежие силы. В этом году читками "Любимовки" займутся Юрий Квятковский, Олеся Невмержицкая, Талгат Баталов, Филипп Лось и другие.

    "Сегодня большинство молодых режиссеров умеют читать новые тексты. Можно и так сказать: современная пьеса - конек молодой режиссуры. Лет 15 назад "Любимовка" в первую очередь поддерживала молодого драматурга - давала ему уверенность в том, что его голос услышан, что он не один. Сейчас "Любимовка" становится драматургической витриной для режиссеров. Думаю, это означает, что театр выздоравливает: молодые драматурги пишут, как подорванные, молодые режиссеры рыщут в поисках гениальной пьесы, которую до них никто не ставил", - говорит Ковальская.

    Еще на "Любимовку" из Петербурга привезут спектакль молодого режиссера Дмитрия Волкострелова, создателя Театра Post, который в прошлом сезоне неоднократно приезжал в Москву. Театр Post работает с новыми текстами, с экспериментальной драматургией и ищет новые средства выразительности, новый способ существования актера на сцене. Дмитрий Волкострелов не первый раз обращается к текстам Павла Пряжко, на "Любимовке" он не раз делал читки по его пьесам. На фестивале в субботу, 8 сентября, в Театре.Doc покажут очередной спектакль, созданный этим тандемом, - "Я свободен" по пьесе, состоящей из 535 фотографий и 13 подписей к ним.


    ria.ru


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.