Популярные новости






    Комментарии



    Новости


    "Дом", в котором живет Параджанов

    21-09-2012, 13:53
    "Дом", в котором живет ПараджановКоллажи и ассамбляжи киноклассика Сергея Параджанова из фотографий, рисунков и елочной мишуры представлены на выставке "Сергей Параджанов. Дом, в котором я живу", открывающейся в столичном выставочном зале "Новый Манеж" в пятницу.

    Автор "Теней забытых предков", "Легенды о Сурамской крепости" и "Цвета граната" создавал не только кино, но и "спрессованные фильмы", как он называл свои коллажи. Первые такие работы стали появляться в середине 1950-х и постепенно обрастали все большим количеством деталей, усложняясь до объемных композиций и кропотливо собранных "мозаик".

    Из собрания Ереванского музея, чьи экспонаты нередко путешествуют по миру (и приезжают в столицу России в шестой раз, а в таком количестве - в третий), было отобрано 70 работ художника разных лет, но преимущественно 1970-1980-х годов, когда Параджанов, не имея возможности снимать свое слишком странное по советским меркам кино, создавал произведения буквально из всего, что попадало под руку.

    "Мы брали те вещи, которые наиболее точно характеризуют детское, сентиментальное и праздничное состояние, связанное с Параджановым, - рассказала на открытии выставки арт-директор музейно-выставочного пространства "Манеж" Марина Лошак. - Мы делали эмоциональную, ситуативную выставку и назвали ее "Дом, в котором я живу", потому что любое пространство, к которому прикасался Параджанов, становилось его домом".

    Так, здесь можно увидеть ассамбляж "Ромул и Рем с аксессуарами" - композицию из двух кукольных головок, разместившихся на чашах весов, или "Богородицу", чей сине-белый нимб при ближайшем рассмотрении оказывается осколками посуды и соседствует с перламутровыми блестками и веточками соломы, или "Автопортрет" 1985-го года - наряженную в удмуртский костюм куклу в человеческий рост с голубой птицей-чучелом на голове. Героями работ Параджанова становятся Мэрилин Монро - не блестящая дива, а печальная девушка с золотой блесткой на щеке, Пушкин с лицом Высоцкого (эта работа была создана вскоре после смерти актера), Чаплин, Маяковский, Лиля Брик.

    Здесь же показывают эскизы к картинам в виде коллажей, предметы быта и архивные фотографии.

    Одна из самых грустных страниц творчества Параджанова-художника - работы, созданные во время его четырехлетнего заключения (режиссера, не ладившего с властями и открыто выступавшего против массовых политических арестов на Украине, обвинили в изнасиловании и мужеложестве).

    Наколка с Джокондой на спине одного из заключенных превращается у него в серию работ, где лицо Моны Лизы постоянно множится, разрезается - так, как меняется изображение на движущемся теле. В соломенной фигурке-автопортрете "Вор никогда не станет прачкой" режиссер предстает бородатым дворником, печальные натюрморты складывает из высохших цветов, вертолетиков и нехитрых вещей, присланных бандеролью родными.

    К этим работам, возвращавшимся так же бандеролями обратно, Параджанов относился с большой заботой: "Я завидую тебе, что у тебя собрались все мои работы. Я их на свободе не смог бы создать. Я их высоко ценю и скучаю по ним", - говорится в одном из его писем ко второй жене Светлане Щербаковой, а в другом звучит признание: "Тебе, Светлана, кажется, что я купец и старьевщик (ветошник). Да, это так. Я выражал свое внимание к людям через вещи. Это, вероятно, еще один порок". В конце концов, Параджанов родился в семье тбилисского антиквара и вкус к старым вещам и склонность к собирательству, по-видимому, впитал в детстве.

    "Он всегда знал себе цену. Даже тогда, когда о музее не было и речи, говорил знакомым - возьми работу, потом продашь в мой музей, - рассказал на выставке фотограф, директор Музея Параджанова в Ереване Завен Саркисян, который был близко знаком с художником, собирал, покупал, хранил его произведения и много его снимал. - Это был удивительный человек, не похожий ни на кого. Мы ходили и смотрели на него, раскрыв рот. Он повсюду притягивал людей, как магнит".

    На снимках Саркисяна, попавших в фотографическую часть экспозиции, посетители могут увидеть нарядную, пеструю комнату художника, рабочие моменты, съемки фильмов "Ашик Кериб" и "Цвет граната". Здесь же - его портреты, постановочные фото, кадры из жизни.
    Выставка, первая после объявления о новой концепции развития выставочного объединения "Манеж", открывается 21 сентября, в День независимости Армении, и продлится до 11 ноября.


    weekend.ria.ru


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.