Популярные новости






    Комментарии



    Новости


    "Джон Кейдж. Молчаливое присутствие" в Музее истории Петербурга

    12-02-2013, 14:45
    "Джон Кейдж. Молчаливое присутствие" в Музее истории ПетербургаВыставка посвящена творчеству культового американского композитора, философа, поэта и художника; первооткрывателя некомпозиторских технологий в музыке Джона Кейджа (1912-1992). Выставочный проект, демонстрировавшийся в Москве (ноябрь 2012 - январь 2013) и представленный в настоящее время в Петербурге, реализуется в рамках международной программы празднования 100-летнего юбилея композитора, отмечавшегося в 2012 году.

    Идеи Кейджа во многом определили развитие не только музыкального искусства, но и визуальной культуры второй половины ХХ века – представители Нео-Дада, Флюксуса и Новой концептуальной волны находили в его эстетике источник для собственных экспериментов. Сегодня исследователи называют Кейджа одной из самых влиятельных фигур западной культуры ХХ столетия.

    Кейдж родился 5 сентября 1912 года в Лос-Анджелесе. С 1928 года учился в Колледже Помоны, затем уехал в Париж, где работал у архитектора, сотрудничавшего с художником-дадаистом М. Дюшаном. В 1931 году вернулся в США, после чего учился у А. Вейсса, А. Шёнберга и Г. Кауэлла. Молодой композитор использовал при создании своих произведений звуки, источником которых были не музыкальные инструменты, а самые разные предметы из повседневной жизни. Кроме того, он прибегал к нетрадиционному использованию традиционных музыкальных инструментов. Например, в 1938 году Кейдж изобрел «подготовленное фортепиано», в котором под струны были подложены монеты, листы бумаги, скрепки и т.п. Это кардинально меняло звучание инструмента. Для «подготовленного пианино» композитором были написаны многочисленные произведения.

    В 1940-е годы Кейдж в сотрудничестве с танцевальной труппой М. Каннингема создал целый ряд музыкально-танцевальных композиций. Тандем Кейдж и Каннингем, под названием "Верим в себя", гастролировал по всему миру.

    В начале 1950-х годов Кейдж стал использовать в процессе сочинения музыки фактор случайности – алеаторику, и вскоре сделал ее главным принципом при создании своих композиций (в процессе сочинения музыки Кейдж использовал игральные кости, карты и древнекитайскую книгу для гадания «Книгу перемен»).

    Кульминацией его экспериментального творчества стала композиция «4'33''», исполненная в 1952 году. Это 4 минуты и 33 секунды тишины. Во время исполнения этого произведения не производится ни одного музыкального звука, при этом исполнители, соблюдая необходимый хронометраж, переворачивают ноты. Материалом для «слушания» становятся случайные звуки, в этот момент раздающиеся в зале и прилегающем к нему пространстве (шорохи, скрип мебели, звуки проезжающих мимо автомобилей и т.п.).

    Интересна деятельность Кейджа в области изобразительного искусства: рисунок «Шахматные пьесы» (1943-1944), серия литографий и плексиграмм «Нежелание говорить что-либо о Марселе» (1969, совместно с К. Самсионом), созданные под влиянием М. Дюшана; и многочисленные серии гравюр, выполненные в 1978-1992 годах в сотрудничестве со студией Краун Пойнт Пресс. При создании большинства художественных произведений Кейджа также использован метод «случайного действия».

    Выставка в Петропавловской крепости представит материалы, связанные с жизнью и творчеством Кейджа, расскажет о ближайшем окружении композитора. В экспозиции демонстрируются партитуры и графика, видео- и аудиозаписи сочинений, включая знаменитое – «4'33''», фотографии и документальные фильмы о композиторе, видео балетов соратника Кейджа – хореографа М. Каннингема, рисунки М. Дюшана к его «Большому стеклу».

    Петербургская версия выставки дополнена материалами о приезде Кейджа в Ленинград в 1988 году.


    museum.ru




    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.