Популярные новости






    Комментарии



    Новости


    Российский павильон на 55-й Биеннале искусства в Венеции стал одним из самых посещаемых

    4-09-2013, 12:18
    Российский павильон на 55-й Биеннале искусства в Венеции стал одним из самых посещаемыхРоссийский павильон на 55-й Биеннале искусства был одним из самых посещаемых на протяжении всех трех летних месяцев с момента открытия традиционной выставки в Венеции 1 июня. Хотя жюри Биеннале не удостоило инсталляцию московского художника-концептуалиста Вадима Захарова никакого приза, слух о необычности и зрелищности российского павильона быстро распространился и привлек как профессионалов, так и простых зрителей.

    В основе инсталляции - древнегреческий миф о Данае, дочери царя Аргосского Акрисия, которому предсказана смерть от рук внука. Чтобы обезопасить себя, он заточил Данаю в подземную пещеру, куда проник плененный ее красотой Зевс в виде оплодотворившего девушку золотого дождя. Когда у Данаи родился Персей, их обоих заточили в ящик и выбросили в море - как в известной сказке Александра Пушкина о царе Салтане.

    Захаров посредством древнего мифа попытался рассказать о пороках современного мира, подчинившегося ложным ценностям "злата". Художник расширил традиционный список семи грехов: "Господа, пришло время исповедоваться в своей грубости, похоти, нарцисизме, демагогии, фальши и банальности, а также жадности, цинизме, воровстве, спекуляции, бездарности, обжорстве, чревоугодии, ненависти и глупости".

    Кроме того, Захаров изобрел новую валюту - монету "Даная", ценность которой "гарантировал своей честью". Технически использовав двухэтажность павильона, построенного в 1914 году по проекту архитектора Алексея Щусева, автор инсталляции не испугался дискриминации по половому признаку: на первый этаж /в пещеру/ могут входить только женщины, на которых сверху смотрят мужчины и сыплются золотые "Данаи".

    К участию в нынешней 55-й Биеннале и к столетию павильона России, которое будет отмечаться в следующем году, выпущен внушительный том "Русские художники на Венецианской биеннале. 1895-2013". Россия участвует в этой выставке современного искусства с момента ее появления. В 1897 году "Русский отдел" возглавил Илья Репин, который оставался в Попечительском совете биеннале до 1901 года. В 1907 году комиссаром Русского отдела выступил Сергей Дягилев /похоронен на венецианском кладбище на острове Сан-Микеле/. Знаменитый импресарио собрал работы Михаила Врубеля, Исаака Левитана, Филиппа Малявина, Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Ильи Репина и других. Многие из представленных тогда работ сейчас находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Русского музея и мировых сокровищницах. Русский отдел, хотя некоторые критики и сочли его "болезненным", имел огромный успех у публики. "Ни один зал на нынешней венецианской выставке не обладает такой большой дозой нового и такой беспрецедентной привлекательностью, как русский зал", - писал современник Витторио Пика. Большую золотую медаль получил Кустодиев.

    Переговоры о строительстве павильона России начались еще в 1909 году, после того, как в 1907 году появилась первая национальная площадка Бельгии, а затем - Великобритании, Баварии /ныне Германии/ и Венгрии. Первоначальный проект представил итальянец Даниеле Донги, но он был отклонен на совете Императорской академии художеств. Так, Россию в 1912 году обгонят Франция и Швеция. Зато к открытию павильона в 1914 году, место для которого выбрала лично Великая княгиня Мария Павловна, комиссар Федор Бернштам собрал невероятно обширную экспозицию с участием 68 художников. На открытие приехала петербургская делегация во главе с Великой княгиней.

    Затем Венецианская биеннале прервалась из-за Первой мировой войны, и вновь открылась в 1920 году, когда Россия была представлена работами художников эмиграции. В 1924 русский павильон передали СССР, комиссаром стал Петр Коган, который привез "революционное искусство". Среди участников - Казимир Малевич, Кузьма Петров-Водкин, Петр Кончаловский, Александр Родченко, а через четыре года - в 1928 - Вера Мухина, Александр Дейнека, Федор Богородский. Дейнека останется главным художником экспозиции СССР до 1936 года, когда павильон СССР практически закрылся из-за обострения отношений с фашистской Италией Муссолини. Он вновь откроется лишь в 1956 году, хотя все это время в рамках Биеннале проходили международные выставки живших в эмиграции художников, в 1950 состоялась ретроспектива Василия Кандинского. Неоднократно на Биеннале выставлялся Марк Шагал. Примечательно, что в первой половине ХХ века на Биеннале проходили ретроспективные выставки Ренуара, Климта, Сезанна, Моне, скульптуры Антонио Кановы, Гойи, Тулуз-Лотрека, персональные выставки Гогена, Матисса, Миро.


    itar-tass.com



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.