Популярные новости






    Комментарии



    Новости


    Государственный музей А. С. Пушкина впервые представил в Москве выставку вееров

    17-12-2013, 11:32
    Государственный музей А. С. Пушкина впервые представил в Москве выставку вееровВыставка "Искусство навевать прохладу" открылась в столице в Государственном музее А. С. Пушкина. Экспозиция, в которую вошли более 100 вееров из коллекции музея, посвящена истории бытования этого аксессуара в России XVIII-XX веков.

    "Коллекция сравнительно молодая. Хотя начало ей было положено в 1960-х годах, основной массив был собран именно за последние годы, а некоторые любопытные экспонаты получены нами прямо во время подготовки выставки, - рассказал директор Государственного музея А. С. Пушкина Евгений Богатырев. - Нам хотелось рассказать историю жизни веера в России, показать, что представляло из себя искусство навевать прохладу".

    Богатырев отметил, что "по своему составу, разнообразию и ценности эту экспозицию можно назвать уникальной". В нее вошли более 100 выдающихся образцов веерного искусства из Франции, Голландии, Германии и Англии, самые ранние из которых относятся к середине XVIII века. Авторами редких экспонатов, изготовленных из перламутра, слоновой кости, страусиных перьев, шелка, расписанных вручную, были художники, виртуозные резчики, талантливые декораторы своего времени.

    Экспозиция выстроена в хронологическром порядке. Здесь можно увидеть и свадебные веера, которые традиционно было принято дарить по случаю торжества, и театральные, на которых актеры писали себе подсказки - части сложных арий или диалогов. Посетители могут рассмотреть итальянский веер 1790-х годов с изображением фресок из Геркуланума и Помпей, китайский веер "Цветущее персиковое дерево" 1870-х годов, веера с голландскими пейзажами и бытовыми зарисовками.

    Особого внимания, по словам куратора выставки и хранителя коллекции Ирины Сафоновой, заслуживают веера пушкинской эпохи, некогда принадлежащие современникам и даже близким поэта. "Они переходили от поколения к поколению уже в качестве семейных реликвий и обладают исключительной исторической ценностью", - добавила Сафонова. Среди них веер, предположительно, принадлежащий дочери поэта Наталье Меренберг, веер внучки Пушкина Марии, веера из семей Орловых, Кривцовых, Нащокиных.

    Важный акцент сделан на веере как на предмете коммуникации. В России к середине XIX века из сугубо утилитарного предмета дамского туалета он превращается в орудие кокетства и средство невербального общения. "О знаменитом языке веера, при помощи которого общались в салонах и на балах дамы и их кавалеры, написано немало научных трудов. Именно благодаря этому хрупкому и уточненному аксессуару возникали влюбленности, плелись интриги, заключались браки. Веера - свидетели многих событий", - отмечает Богатырев.

    Для придания экспозиции завершенности в залах музея вместе с веерами разместились дамские наряды из коллекций историка моды Александра Васильева и культурного фонда "Национальный музей моды". А также предметы мебели, модные картинки и журналы прошлых веков, портреты, хроника петербургской и московской жизни в графике и фотографии из собрания Государственного музея А. С. Пушкина, а также "Московского дома фотографии".

    Здесь отдельного внимания заслуживает гравированное приложение к "Энциклопедии наук, искусств и ремесел" Дени Дидро и Жана-Лерона Д`Аламбера 1773 года. В нем на четырех листах подробно, с комментариями, проиллюстрирован весь процесс производства складных вееров с бумажным, пергаментным или шелковым экраном.

    Таким образом, "некоторые фрагменты выставки представляют целостные жанровые зарисовки и исторические сюжеты", - резюмировала Сафонова.

    Выставка "Искусство навевать прохладу" продлится до 7 апреля 2014 года.



    itar-tass.com




    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.