Популярные новости






    Комментарии



    Новости


    Выставка Йосефа Бау в Новосибирске: от Холокоста до ироничного иврита

    28-02-2014, 14:43
    Выставка Йосефа Бау в Новосибирске: от Холокоста до ироничного ивритаИзраильский художник Йосеф Бау в 19 лет попал в еврейское гетто, где познакомился с женой и откуда спас, подделывая документы, сотни евреев.

    Выставка израильского графика Йосефа Бау, спасшего из гетто 400 евреев и ставшего прототипом персонажа фильма "Список Шиндлера", открывается в Новосибирске для широкой публики в пятницу; корреспонденты РИА Новости побывали на презентации экспозиции и побеседовали с первыми зрителями.

    Выставка расположилась на третьем этаже в Новосибирском государственном художественном музее. Она состоит из двух частей: "Рисунки говорят на иврите" и "А был ли ты когда-нибудь голоден, Бог?" Первая — остроумная, иронично обыгрывающая тонкости иврита, сияющая яркими красками. Вторая — черно-белая графика, посвященная времени Холокоста, который пережил автор.

    Каллиграфия и жена

    "Бау — человек редкой судьбы, и я рад, что мне удалось здесь познакомиться с Бау. Он интересен с точки зрения художественности, как автор, и интересна его уникальная история — от начала жизни до работы в "Моссаде", — говорит вице-президент торгово-промышленной палаты Новосибирска Борис Брусиловский.

    Он отмечает, что не зря экспозиции разнесены по разным залам — слишком они разные. "Но примечательно, что из зала, посвященному Холокосту, нельзя выйти, не пройдя через яркий, полный юмора и жизнерадостности рассказ об иврите в картинах, — говорит бизнесмен. — При всей уникальности судьбы Бау, он принадлежит к тому поколению израильтян, почти каждый из которых пережил лагерь или участвовал в войне".

    В 1939 году 19-летний студент Краковского университета Иосеф Бау попал в еврейское гетто, затем — в лагерь Плашув, и спасла его… каллиграфия. В университете он изучал каллиграфию и готический шрифт, поэтому пригодился фашистам, и его сделали писарем.
    Бау не стал пассивной жертвой, он изучал правила заполнения документов и сумел подделать документы для четырех сотен соплеменников, которые спаслись из гетто.

    В лагере он повстречал свою будущую жену Ребекку. Поженились они здесь же и… потеряли друг друга — он попал в список Шиндлера, а ее отправили в лагерь смерти. Ребекка выжила случайно, из того лагеря ее перевели в другой. Только спустя 40 лет Йосеф узнал, что в списке Шиндлера была жена и она попросила заменить свое имя на его. И это было не единственное чудесное спасение в их жизни.

    История отношений с женой также отразилась в творчестве Йосефа. Портрет мужчины и женщины, представленный на выставке наряду с графикой, — это повторная свадьба четы Бау после войны. На первой свадьбе в лагере их никто не фотографировал, поэтому художник нарисовал на снимке тюремные робы, запечатлев, как молодожены были одеты во время первой свадьбы.

    Из лагерного блокнота

    Публике выставку Бау представила первый секретарь Посольства государства Израиль, руководитель Израильского культурного центра Ирис Цвайг.
    "Я с удивлением узнала, что все картины написаны в лагере: Бау носил с собой блокнотик, помещавшийся в спичечный коробок, и там были эти картины, после войны он их просто увеличил. Теперь я с особенным чувством смотрю на них — сколько смелости, силы духа нужно было иметь в такой ситуации", — поделилась Цвайг.

    До Новосибирска выставка Бау экспонировалась в России только в Москве, но теперь у организаторов появились еще предложения, и картины российская публика еще увидит.

    "В Новосибирск я попросила привезти выставку, потому что я очень давно знаю этот музей и этот концепт, который мы придумали, он идеальный для этого музея, для вашей публики новосибирской — очень открытой, очень интеллигентной, воспринимающей искусство очень правильно", — сказала первый секретарь посольства.

    Свобода и иврит

    Семья Бау переселилась в Израиль в 1950 году. Йосеф основал студию мультипликации и стал основателем анимации в Израиле. Он работал как график и иллюстратор книг, но далеко не всегда подписывал свои работы. Две его дочери удивлялись причуде отца, и лишь годы спустя узнали причину "чудачеств". Все эти годы Бау сотрудничал с "Моссад" — израильской разведкой, изготавливая для нее документы для агентов.

    В уже солидном возрасте Бау выучил иврит и настолько проникся им, что создал серию графики, обыгрывающей тонкости этого языка, который был мертвым в течение двух тысячелетий. Так, полотно "Поцелуй по цели", на котором женщина красит губы помадой, похожей на патрон, обыгрывает то, что на иврите слова "поцелуй" и "оружие" отличаются одной буквой.

    "К этой выставке нельзя и не хочется относиться критическим образом, как к обычной выставке, — говорит новосибирский художник Константин Скотников. — Есть явления в культуре, совершенно особенные по своему происхождению. Эта выставка неотделима от личности автора, а он — герой, человек-легенда. Это не "картинки с выставки".

    Художник подчеркнул, что работы Бау очень остроумны, он отметил "Заповедного верблюда" со скрижалями на горбах и "Творение творца", где скульптор сам себя вырубает из камня — так художник сам себя формирует.

    "Тяжело воспринимать те произведения, которые не имеют никакой мысли, возникает чувство потерянного времени… Мы хотим видеть опыт человека, опыт его остроумия. На выставке Бау этого ощущения нет", — отметил Скотников.

    Он добавил, что концептуальное разделение залов на трагический период жизни и на остроумный "зонирует отношение" зрителя. "С переходом из зала в зал, из одного пространства в другое, мы меняем отношение, думаем о разном — но традиционном: о жизни и смерти, культуре и бескультурье", — заключил художник.


    ria.ru





    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.