Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/m/maffin/expo-dv.ru/public_html/engine/modules/show.full.php on line 241 Версия для печати > Сюрпризы и открытия выставки к 400-летию дома Романовых в ГИМе
Новости > Сюрпризы и открытия выставки к 400-летию дома Романовых в ГИМе

Сюрпризы и открытия выставки к 400-летию дома Романовых в ГИМе


4-09-2013, 14:10. Разместил: mr.Robinson
Сюрпризы и открытия выставки к 400-летию дома Романовых в ГИМеВыставка "Романовы. Портрет династии", которая открылась в столичном Государственном Историческом музее во вторник, позволяет заглянуть в фамильный альбом самой знаменитой русской семьи. Экспозиция, куда вошли около 400 предметов, приурочена к 400-летнему юбилею со дня призвания первого члена семьи на царство.

СЕМЕЙНОЕ СХОДСТВО

В ГИМе собрали портреты всех Романовых - от Михаила Федоровича до Николая II. Причем слово "все" следует понимать почти буквально - если и забыли какого-нибудь великого князя или княгиню, то нужно быть очень большим эрудитом, чтобы понять, кого из членов многочисленного разветвленного семейства не хватает.

В восьми разделах выставки, из которых каждый посвящен одному из больших царствований, разворачивается трехвековая панорама. Вот в начале - два конных портрета царей Михаила и Алексея. Забавные фигурки с большими головами написаны на золотом фоне - их автор явно совсем недавно писал одни иконы. Царевна Софья мрачно взирает на зрителя из яркого портрета, написанного на пузе двуглавого орла.

Залы, посвященные правителям XVIII века, полны массивных и великолепных женщин в золотой парче и с напудренными волосами. Не пропустите карандашный рисунок, сделанный Сальватором Тончи с императора Павла I незадолго до его смерти. Он беспощадно задокументировал странные сплюснутые черты лица царя. Тут даже начинаешь верить в легенду о том, что Павла действительно подменили в колыбели, и на самом деле - он сын калмычки.

За эпоху ампира отвечают изящные сестры Александра I и его жена Елизавета Алексеевна. Лица поколения Николая I запечатлели акварелисты Гау и Соколов - те самые, благодаря которым до нас дошла красота Натальи Гончаровой и других светских дам из окружения Пушкина. Великие князья времен Александра II, его сына и внука - все, как на подбор, статные, высокие и породистые. Особенно это видно по бронзовым бюстам Сергея Александровича, Константина Константиновича и прочих, уместно дополняющих картины и фотографии, которых со второй половины XIX века появляется очень много. Тем приятней увидеть среди семейных фото великих князей неизвестные портреты маслом этого времени. В число открытий выставки входит малоизвестный портрет сестры последнего императора Ольги Александровны кисти Петра Нерадовского. Он долгое время хранился в фондах музея, свернутым на валу, и был отреставрирован специально к открытию.

СЮРПРИЗЫ И ОТКРЫТИЯ

Вообще, произведения малоизвестных или же анонимных художников - одно из главных достоинств этой экспозиции. Конечно, обычно царская фамилия заказывала портреты самым лучшим художникам. Потому вот нам показывают на одной стене изображение Екатерины Великой кисти Рокотова, а на другой - Николая II работы Репина. Однако не за именами известных мастеров портретного жанра стоит идти на эту выставку. Ведь хрестоматийные парадные портреты каждый любитель истории отлично помнит в лицо - а тут сплошные сюрпризы: почти половина вещей на выставке показывают впервые.
Таков, например, профиль Анны Иоанновны - изображений этой дамы вообще сохранилось маловато, а тут барельеф работы самого Растрелли, причем выполненный из олова.

А вот младенец - будущий Александр I. Он держит в руках оправленный в золото "зубной коралл" - царственным младенцем давали грызть такие игрушки, когда у них резались зубки. Трогательно редкое изображение императрицы Елизаветы Алексеевны в трауре по свекру - задушенному Павлу I. В точно такой же позе она будет написана 20 лет спустя, но в трауре уже по собственному мужу - занимательно изучать, как с годами изменились черты лица. Необычный рисунок работы Коррадини изображает Александра II на смертном одре. Погибший от бомбы царь - на смертном ложе со спокойным выражением лица, рядом прекрасная дева в кокошнике ломает руки - вероятно, его морганатическая жена Долгорукая. А на переднем фоне - разбитые кандалы, символ отмены им крепостного права. При этом самая крупная фигура на рисунке - рыдающий ангел.

Экспозиция получилась такой полной и разнообразной, что с трудом верится в то, что ее создали силами всего лишь одного музея, а не собрав портреты из множества галерей со всей России. Но действительно - все эти вещи из коллекции одного только ГИМа. Помимо крупных парадных изображений на холсте - в витринах множество миниатюр на слоновой кости. Есть даже крохотные рельефы с изображением детей Марии Федоровны, вырезанные ею собственноручно из слоновой кости - императрица любила баловаться с токарным станком. Много гравюр, акварелей, скульптур и фотографий - благодаря этому жанровому разнообразию выставка получилась в чем-то глубже и любопытней, чем посвященная Романовым экспозиция "Лица России", открытая в Эрмитаже к этому же юбилею.


inmsk.ru


Вернуться назад