Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/m/maffin/expo-dv.ru/public_html/engine/modules/show.full.php on line 241 Версия для печати > В Москве открылась выставка Чарльза Ренни Макинтоша
Новости > В Москве открылась выставка Чарльза Ренни Макинтоша

В Москве открылась выставка Чарльза Ренни Макинтоша


4-09-2014, 14:53. Разместил: mr.Robinson
В Москве открылась выставка Чарльза Ренни МакинтошаВ Одностолпной палате Московского Кремля открылась выставка "Чарльз Ренни Макинтош: манифест нового стиля", представляющая творчество легендарного архитектора, дизайнера, художника, который сумел на рубеже XIX-XX веков соединить в своих проектах опыт строителей старинных шотландские замков и японский стиль, современные технологии и вкус к рукотворным авторским изделиям.

Один из родителей современного "тотального дизайна", культовая фигура для его родного Глазго и Англии, Чарльз Ренни Макинтош (1868-1928) в России менее известен. Для многих его имя напомнит скорее об айпадах и айфонах и прочих компьютерах apple или о плаще, чем о таинственной эпохе модерна.

Меж тем сегодня его работы, как и знаменитой "Четверки" из Глазго, одни из самых дорогих на аукционах. Так, в 2012 коллекция их работ была продана в Эдинбурге за 1,2 млн британских фунтов. Новый fin de siècle способствовал очередному взлету интереса к его творчеству. Его большая ретроспектива была показана в Метрополитен музее в 1996-1997 гг. В 2009 году в его честь была выпущена серия 100-фунтовых банкнот - разумеется, с портретом Чарльза Ренни Макинтоша. Выставка в Музеях Московского Кремля - плод сотрудничества музеев Глазго, Музея Виктории и Альберта, Национального Траста Шотландии и японского Музея искусств Хиди Такаямы. О ней рассказывает Ольга Владимировна Дмитриева, научный сотрудник Музеев Московского Кремля, один из организаторов проекта.

Это же не первый приезд работ Чарльза Ренни Макинтоша в Москву?

Ольга Дмитриева: Да. В 1903 году Федор Шехтель устраивал в Москве выставку современного дизайна интерьера, мебели. Он пригласил участвовать в ней и Чарльза Макинтоша. Тот был очень известен в Вене, Германии. Художники Венского Сециссиона ценили его едва ли не больше, чем соотечественники. В свою очередь художники России интересовались тем, что происходит в Европе. Так что вполне естественно, что Макинтош, которого в Вене уже воспринимали как мэтра, несмотря на довольно молодой возраст, получил приглашение от Шехтеля. На пересечении Столешникова переулка и Петровки до сих пор можно увидеть дом в стиле модерн, где проходила эта выставка. Макинтош привез интерьер белой гостиной. К сожалению, его визит в Москву не был ободряющим. Публика не оценила белую гостиную с белой мебелью. Критики писали, что комната напоминает кабинет врача или парикмахерскую. Ни одна из вещей Макинтоша не была продана в Москве, он увез их обратно.

Не нашлось для покупки его работ Щукина и Морозова…

Ольга Дмитриева: Увы!

Судя по тому, что в последние годы он и его жена Маргарет Макдональд жили во Франции, в городке, граничащем с Испанией, и очень много рисовали, писали акварели, заказов у него было меньше, чем хотелось бы…

Ольга Дмитриева: Зато те заказчики, которые были, во многом были его единомышленниками, имевшими вкус к искусству модерна, потом - ар деко, или людьми, предоставлявшими ему карт-бланш. Благодаря им он мог реализовать одну из любимых идей о тотальном дизайне, которую разделяли и венские художники. Архитектор не только создает дом, но и планирует интерьер, создает эскизы мебели, панно, светильников…

Скажем, Хаус Хилл, потрясающая вилла неподалеку от Глазго для семейства Блэки, - целиком его создание. Он определял световое решение, цветовую гамму, мебель (знаменитые стулья Макинтоша с высокими спинками - отсюда пошли), интерьер… На фоне трафаретных рисунков роз ставилась его мебель - черная, лаконичная, контрастом к ней смотрелись розовые кусты, расцветавшие на стенах.

Мы привезли из Хилл Хауса прекрасные работы. Например, то самое бюро, или "кабинет", как тогда говорили, украшен перламутром, витражным стеклом. В раскрытом виде оно напоминает японское кимоно. Макинтошу так нравился этот предмет, что он сделал себе копию. Мы очень рады, что удалось привезти эту вещь.

Вы попытались дать представление о тотальном дизайне через знаковые работы?

Ольга Дмитриева: Нам удалось привезти вещи, которые отсылают к самым интересным и важным проектам Макинтоша. Например, к знаменитым "чайным комнатам", которые он делал для Кэтрин Крэнстон. Она была хозяйкой салонов, где собирались дамы, семьи среднего, буржуазного класса на чаепитие. Это было место светского общения. Макинтош сделал несколько таких гостиных - на Ингрэм-стрит, Оргайл-стрит. В том числе, "Ивовые чайные комнаты", названные так по имени аллеи, где стоял дом. Каждую комнату он оформлял по-своему: были китайские гостиные, белые гостиные, гостиные де люкс. Опять же он был демиургом этого мира, который продумывал все: от архитектуры до униформы официантов. Не говоря уж о столовых приборах, посуде, мебели и декоративных стенных росписях. Эффект этих комнат был потрясающий. В Глазго как раз они создали ему высочайшую репутацию.

Но самый знаменитый шедевр - Школа искусств в Глазго?

Ольга Дмитриева: На самом деле, для родного города он много построил. И здание газеты "Глазго Геральд", школы, церковь. Но здание для альма матер, где он когда-то занимался вечерами, непревзойденный шедевр. Потрясающее здание на холме, стоящее на откосе, напоминает шотландский средневековый замок. И при всем при этом чрезвычайно современное. В этом весь Макинтош. Он черпает вдохновение из старинных традиций, легенд, мифов, но при этом очень функционален в своих решениях. Скажем, он проектирует так проложить трубы отопления внутри стен школы, чтобы дети могли просушить свои мокрые пальтишки. Он сочетает бетон с булыжником. В Британии он первым начинает использовать пластик в своих проектах. Он невероятно разносторонний архитектор, дизайнер, инженер, художник.

Школа искусств Глазго пострадала от пожара недавно?

Ольга Дмитриева: Эта трагедия случилась в мае этого года. Школа искусство Глазго изначально была нашим первым партнером. Мы ждем с лекцией хранителя коллекции Макинтоша в Школе искусств Питера Троулерса. И очень благодарны были Школе за готовность предоставить большое количество экспонатов. Но 23 мая случился пожар, в котором погибли многие произведения Макинтоша и весь интерьер библиотеки. Библиотека была шедевром в шедевре. Помещение было стилизовано как средневековое монастырское хранилище книг: деревянные перекрытия, столы сделаны словно для старинных манускриптов, ни одно кресло не повторяло другое, каждый светильник был уникален. К сожалению, теперь библиотека утрачена. Это трагедия национального масштаба для Шотландии, Англии.

Когда мы встали перед необходимостью замен, нам помогли японские коллекционеры, музей искусств Хиди Такаямы предоставил целый ряд работ. Так что мы собирали эту выставку по всему миру.

Как складывалась концепция выставки?

Ольга Дмитриева: Хотелось бы, конечно, чтобы зрители смогли почувствовать огромный прекрасный мир, который возникает за вещами, привезенными на выставку. Чарльз Макинтош был человеком, которые творил не только новые формы, но и смыслы. Ни один предмет не исчерпывался для него просто функцией. Он любил повторять, что что жизнь - это лист, а искусство - это цветок. Искусство - то, ради чего стоит жить, работать, украшая эту жизнь, делая ее привлекательной. Они с женой Маргарет Макдональд, которую он называл гениальной художницей, так и жили.

Одна из сверхзадач - показать эволюцию творчества Макинтоша. В самом начале его работы вырастают из эстетики Уильяма Морриса, из знаменитого движения "Искусства и ремесел". Он любит Метерлинка, пытается его своим творчеством иллюстрировать. А потом он чрезвычайно быстро идет в сторону ар нуво. В конце жизни он воплощает еще один большой стиль - ар деко. Его работы становятся очень строги, почти агрессивны по цветовой гамме. Надеюсь, что наши посетители смогут увидеть эту впечатляющую эволюцию.


rg.ru


Вернуться назад